3 приёма, как фотографировать лучше

Практикум почти без теории. Применяем → получаем лучший результат
Я написал эту статью, потому что мне больно смотреть на фотокарточки большинства людей вокруг меня. И им тоже больно: ведь они хотят запечатлеть что-то для себя ценное, а получается очень неочень.

Новичку резко улучшить результат в большинстве случаев поможет соблюдение трёх правил. Скорее даже приёмов, так как для правил они слишком не обязательны. В следующий раз, когда решитесь снимать, сфокусируйтесь последовательно на их исполнении. Каждый из них поможет сам по себе, но самый резвый скачок в качестве снимков будет от использования всех трех приёмов в перечисленной последовательности.

Они железобетонно сработают в плюс в бытовой съёмке и на начальном уровне, когда вы совсем не понимаете и не чувствуете, как сделать лучше. Поднимут вас с лохопеда до любителя, и чем больше «правильного» опыта вы наработаете, тем больше будете чувствовать и понимать сами. После многих повторений это войдет в привычку, как и любой навык. Терпите и старайтесь, станет проще и красивей в итоге.

Рекомендую начать этот путь с удачной, дополняющей этот материал статьи Василия Андреева о том, почему человек и камера видят мир по-разному — там больше теории. Так перечисленные здесь приёмы станут понятней. Но можно и без.

Сначала кратко

  1. Решите, что именно вы снимаете, и уберите лишнее.
  2. Положите объект съёмки на разделитель третей, в центр или симметрично.
  3. Обеспечьте устойчивость себя и камеры в момент нажатия кнопки.

1. Решите, что именно вы снимаете, и уберите лишнее

Мозг человека «видит» сразу всё: сознание расставляет множественные акценты, дробя картинку с глаз, как хочет, перебирая смыслы и складывая их в историю. Но зрителю нужно донести только одну визуальную фразу в одной фотокарточке, ведь он не знает, на что именно вы смотрите, что чувствуете. Получается, вам надо самим сфокусировать испытываемый хаотичный опыт в точное, узкое определение.

Вы идёте, увидели что-то, достаете камеру и… сначала спросите себя: «Что именно я хочу показать?»

Думайте о фотографии, как о сюжете, выраженном в коротком предложении, фразе. Одно фото — одна фраза, один сюжет. Иллюстрация должна быть такой, чтобы зритель мог преобразовать изображение в фразу довольно близко к вашей задумке.

Например, на этой фотографии спорят два сюжета:
1) муж с сыном в горах;
2) сын кусает папу за нос.
Сюжеты не должны спорить. Если показываем родных в горах, просим сына не грызть нос отцу (потому что это чрезмерно отвлекает от фона) и берем более общий план, чтобы показать, где они:
Людей на таких фотографиях лучше поставить поближе и обрезать не выше груди, не ниже пояса. Ноги в таком кадре не представляют интереса, но уменьшают масштаб человеков (лицо видно хуже) и ухудшают композицию.
Если нужно показать масштаб окружения, отходим еще дальше, делая объектом пейзаж, а людей — реквизитом.

Если рассказываем папоедский сюжет, наоборот, приближаемся (ногами или зумом) максимально близко, чтобы отрезать всё то, что может конкурировать с ним:
На главном нужно акцентировать фокус внимания зрителя. Поможет приём: отрезать всё лишнее. Согласно правилу: ответьте на вопрос, что конкретно вы хотите сказать (= показать), и оставьте в поле кадра как можно меньше вокруг этого.

Ещё примеры. Если нужно показать общий вид — пожалуйста:
Вид с высоты, с балкона, на Химкинское водохранилище осенью
— Какой крутой вид у меня с балкона!
Обратите внимание, кстати: в пейзажной, видовой фотографии горизонт не должен быть завален влево или вправо, он должен быть строго горизонтален, иначе воспринимается как брак. Это касается всех линий-разделителей сред в кадре, для которых параллельность полу естественна (вода/воздух, вода/земля, воздух/земля, небо/крыши). Исключения чаще всего относятся к другим жанрам, там можно.
Если я хочу рассказать про корабли у левой пристани, то футбольное поле и яхты справа в кадре не нужны, они отвлекают:
Вид с высоты, с балкона, на Химкинское водохранилище осенью
— Пристань с кучей судов: от маленьких лодок и катеров до большого теплохода.
Попробуйте приложить первую фотографию ко второй фразе, и увидите, что тратите больше времени на поиск нужной части изображения, отвечающей тексту. Второе фото иллюстрирует текст лучше: оно в большей степени, точней показывает сказанное, не нужно водить глазами по картинке, чтобы увидеть теплоход. Учтите, что зритель никакого текста не видит, он «читает» только изображение.

Проделайте такой трюк со следующим примером: поменяйте подписи картинок местами, чтобы почувствовать этот нюанс про акцент внимания. Только сначала отловите, что подумали при взгляде на фото, до того как прочли подпись, и сравните свою мысль и моё послание.
Горка с тоннелями на детской площадке в Парке Горького
— Вот это штукенция: огроменская горка!
— Ребенок преодолевает препятствие.
Подводя итог: чем более однозначную подпись к фото можно сделать, тем лучше. А для этого: определяем сюжет и отрезаем по-максимуму.

Рекомендую дополниться статьёй «Композиция» Василия Андреева. Она раскрывает те же аспекты другими словами, которые, возможно, окажутся вам понятней.

2. Положите объект съёмки на разделитель третей, в центр или симметрично

Поле кадра делится на три равные доли по вертикали и горизонтали. Эти линии видно прямо в видоискатель или на экране фотоаппарата и смартфона. Если не видно — они отключены, включите в настройках.
Экран приложения Фото в айфоне
Когда решили, что снимаете, и определили главный объект, разместите его (и/или):

— на любой линии,
— на пересечении линий,
— посередине кадра по горизонтали, вертикали или ровно в центр.

Вытянутые объекты (человек, дерево, башня, горизонт) кладем на всю линию. Компактные объекты кладем чаще на пересечение линий или в центр. Размещение на линии может быть неточным, приблизительно. А вот центрирование часто точным быть должно.

Если у главного объекта можно выделить главную часть (у животного — голова, у головы — ближний к нам глаз, у цветка — бутон), она должна быть в фокусе и лежать, опять же:

— или на пересечении линий,
— или, например, на вертикальной линии и посередине вертикально,
— или по центру.

Разберём на примере ранее приведённых фотографий.
Правило третей
В пейзажном сюжете важные элементы — разделение сред («горизонты») и какой-то объект. Разделение сред (небо/горы, горы/земля) я положил на горизонтальные линии, а главный объект (пару людей) — по горизонтальному центру, и его главную часть (лица) — близко к центру всего кадра.
Правило третей
Тут сложносоставной объект (плотный набор судов) самой длинной стороной лежит примерно на нижней горизонтали, а центром — примерно на правой вертикали.
Правило третей
Девочка — объект в центре, топает по условному горизонту — на нижней горизонтали.
Ещё примеры:
Правило третей на портрете
Объект — человек, главное у него — голова, на голове главное — глаза — всё положил по горизонтальному центру. Плюс, глаза — на линии.
☝️ Кстати, в портретах фон не имеет значения и отвлекает зрителя от задачи сюжета (показать лицо, эмоцию человека), поэтому фон размывают. Это помогает выделить объект съемки, так как внимание акцентируется на том, что резко.
Правило третей в интерьерной съемке
В этом кадре есть передний и задний планы в архитектуре собора, разделенные стенкой с вертикальными полосами. Я разбил его на трети по линиям: передний план занял примерно левую треть кадра, задний — правые две трети.
Правило третей в пейзажной съемке
Больше той травы или больше того неба было бы некрасиво в тот момент и в том месте. Поэтому горизонт прошёл посередине.
Правило третей в пейзажной съемке
Скала — объект очень неоднородный. Но у нее есть самая зрительно массивная часть в горизонтальном направлении — она как раз расположилась на левом вертикальном разделителе. Она воспринимается как центр объекта и его главная часть, и делит кадр по горизонтали на 1 и 2 трети. А по вертикали скала центрирована, оставляя под и над собой равные по высоте полоски моря и неба.
Для квадратных и вертикальных карточек всё так же:
Правило третей в городском пейзаже
Главный объект (башня) лежит своим центром почти на вертикальной разделительной линии, а разница сред (небо и крыши) — близко к нижней горизонтали.
Правило третей при съемке архитектуры
Самое значимое строение улеглось вдоль левой вертикали, а горизонт крыш приближен к нижней горизонтали.
Некоторые сюжеты хорошо смотрятся только при центрировании. Это касается симметричных объектов, снятых под прямым углом:
Советский орнамент, 1955, Парк Горького, Москва
Симметричный объект просит, а часто и требует симметричной композиции кадра.
Цветок, соцветие
Здесь самая визуально тяжелая точка симметричного шара соцветия, которая воспринимается как оптический центр объекта, лежит ровно по центру кадра.
Природное явление: свечение в небе
Дерево — самый темный, большой и потому тяжелый объект — можно было бы удачно сдвинуть на разделитель третей, но оно окружено симметричным нимбом правильной формы. Такой сюжет хорошо смотрится только при симметричной компоновке кадра.
Чтобы нарушать это правило, требуется развитые чувства композиции, визуального веса объектов неправильных форм, оптического центра. Скорей всего, у вас они пока не развиты. Вот и не нарушайте.

3. Обеспечьте устойчивость своей позиции и камеры в момент спуска

Часто кадр портит «шевелёнка» — эффект смаза из-за дрожания камеры в момент нажатия на кнопку. На выходе — размытый объект съёмки, не в фокусе. Это испортит любой кадр, где отсутствие фокуса на главном объекте — не художественный приём.

Что делать: встаньте устойчиво, прислонитесь к дереву или стене, уприте локти в себя или положите на опору или плечо соседа, замрите, задержите дыхание на вдохе или выдохе. Вот теперь снимайте.

Чем меньше освещение, тем критичней использование этого приёма.

Есть хорошая статья у того же Василия Андреева с картинками о том, как держать камеру, чтобы повысить резкость снимков (листайте до первого подзаголовка «Устойчивость»). Статья про фотоаппарат, но её нужно применить при съёмке чем угодно.

Ещё раз, кратко


  1. Решите, что именно вы снимаете, и уберите лишнее.
  2. Положите объект съёмки на разделитель третей, в центр или симметрично.
  3. Обеспечьте устойчивость своей позиции и камеры в момент спуска.

Послесловие

Рекомендую практиковать эти навыки вообще всегда, когда вы фотографируете что угодно, например, объявление на подъездной двери. Это поможет быстрей привыкнуть делать правильно, и тогда с каждым новым разом вы будете меньше тратить времени и энергии на съемку, и главное — освободите ресурсы для творчества.

Внеклассное чтение

Этот материал хорошо сочетается с тремя статьями Василия Андреева (автора, отчасти вдохновившего меня на эту статью), написанными простым, понятным языком. В них больше удобно разжёванной познавательной теории, я же намеренно избегал её здесь, концентрируясь на практике. Почитайте:

— Человек и камера видят мир по-разному.
— Композиция.
— Как держать камеру.

Практикуйтесь и радуйте себя и близких здоровыми фотокарточками. Если что-то осталось непонятным, или знаете, как улучшить статью, напишите, не стесняйтесь.