28.08.2014

Завышенные ожидания

От завышенных к себе ожиданий я часто впадаю в состояния разочарования и апатии. Потому чем выше ожидания, и чем к большему ряду параметров они относятся, тем чаще действительность им не соответствует. И все это ведет к неминуемому, продолжительному состоянию недосчасться и недовольства собой. А жить в этом состоянии совершенно безрадостно. Важно это осознать для начала. После двух цитат я расскажу, какой нашел для себя выход, и что из этого вышло.

В последнее время мне попались два текста на тему ожиданий, которые помогли сориентироваться в этих мыслях. Первый текст — перевод статьи Тима Урбана «Если вам 25». Статья интересная, но на себя я сразу как-то не перекинул ее смысл. Процитирую важные мне места, хотя я рекомендую прочитать ее полностью всем, и кому за 25 тоже. Ибо если вам уже 40, то статья будет полезна, чтобы понять, почему, возможно, ваши дети не чувствуют себя в полной мере счастливыми (там про учебу, карьеру и о том, что хотелось и что получилось в итоге).

«Разберемся сначала, откуда берется счастье. На удивление, формула простая:
Уровень счаться = Реальность − Ожидания.

Если ожидаешь больше, чем получаешь — ты несчастлив. Если наоборот — счастлив.

Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она сама по себе не делает человека счастливым или несчастным — только в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал на день рождения игровую приставку «Иксбокс», а получил велосипед «Мерида», он, скорее всего, расстроится. Если же он ожидал хоть какой велосипед, а получил целую настоящую «Мериду», он будет прыгать до потолка."

Второй текст был в статье «Мегаплана»: «Как провалить идеальный проект». Первый шаг — не контролировать ожидания. Цитирую:

«Клиент ожидает отличную работу, и по праву. У нашего оператора отличное портфолио. Клиент ждал два месяца, пока оператор освободится. Потом оператор дотошно разобрался в задаче и составил для себя ТЗ, от которого клиент был в восторге. На каждой встрече клиент подчеркивал, как ему важен фильм. Последнее письмо клиента заканчивается словами „С нетерпением ждем результат! На вас вся надежда!“ Чувствуете проблему?»

«У клиента завышенные ожидания. Он думает, что сейчас перед ним предстанет фильм настолько прекрасный, что тут же излечит рак и остановит все войны. И чем дальше — тем ожидания выше. Ожидания от конкретной работы превращаются в ожидания от всего бизнеса. Заказчик представляет себе не просто прекрасный фильм, но и толпы довольных клиентов и удвоение… нет, утроение прибыли.

К сожалению, никакая работа не может соответствовать таким ожиданиям. Что бы наш исполнитель теперь ни сделал, даже если результат затмит «Трансформеров» с Меган Фокс, клиент все равно будет разочарован. «Мы от вас гораздо большего ожидали».

Чтобы предотвратить беду, ожидания нужно не просто контролировать, а планомерно выстраивать. Клиент должен в деталях представлять решение еще до того, как исполнитель сядет за работу. И результат должен быть не «Ух ты!», а «Все как договаривались».

Оцените силу ожиданий на себе. Вы видите в магазине «то самое» мороженое, которое любили в раннем детстве. Вспоминаете, с каким наслаждением вы его ели, стоя босыми ногами на качелях. Сейчас вы его купите и снова ощутите вкус детства: хруст шоколадной глазури, мягкую фактуру жирного плотного пломбира и это сладкое чувство беззаботности. Ммм… Покупаете, пробуете. Вроде, похоже — а наслаждения нет. Вроде вкусно, но не то. И уже не хочется этого мороженого. И не так радостно. И чувствуешь себя старым, будто лучшие годы пролетели, а ты так и не наелся мороженого.

Чтобы не провалить идеально сделанный проект, контролируйте ожидания клиента. Раздутые ожидания обесценят самую распрекрасную работу. И наоборот: если вы намеренно занизили ожидания и превзошли их, клиент будет в восторге."

Как же здорово, когда ты думаешь над решением какого-то вопроса, и вдруг подсказка, толкающая тебя на решение сама приходит в руки! И вот пример, как это работает. У меня в один день не получилось что-то по работе, как я ожидал. После работы я играл в волейбол и ждал от себя, что прям вот и прием будет отл, и передачи отличные, и удары над сеткой зубодробительные. Но и здесь от ожиданий получалось процентов 40, скажем — такой вот выдался день. В итоге что: целый день занимался любимыми вещами, а чувствовал себя все хуже и хуже. Через неделю после прочтения второй статьи (она как раз побурлила в подсознании) и перенеся ОРВИ, пошел опять играть в волейбол. Я знал, что еще немного болею, что есть слабость, поэтому решил для себя, что буду играть просто аккуратно и не требовать большего. А сыграл в итоге даже лучше, чем здоровым: получалось больше, чем я от себя ожидал, и поэтому домой ушел довольным и счастливым.

Это я вот к чему. Что в работе, что в спорте, что в жизни — нужно не бежать вперед за собственной тенью (от солнца, что светит в спину), но и не деградировать под различными предлогами. Нужно держать баланс, когда ты знаешь, на что способен в разных своих состояниях. Да, нужно очень стараться. Но не ругать себя за неоправданные ожидания. Нужно научиться ждать от себя ровно не больше, чем ты чувствуешь, что на самом деле можешь. Нужно научиться чувствовать реальное положение вещей (вот я приболел, поэтому сегодня я погружу не 5 вагонов, а 3 — и молодец). А для личного роста воспитывать характер каждый день, делать хоть чуточку, но правильных вещей — этого минимума достаточно для тонуса. Если ты в балансе и при этом не в состоянии перманентной апатии, ты будешь расти, будешь лучше, ты все равно добьешься хороших результатов. Но в счастье и по пути радости. Ведь цель, скорее — получить удовольствие и отдачу от самого забега, а не прибыть первым в точку Б загнанной, озлобленной, недовольной жизнью лошадью.

P. S. Все описанное относится к обычному течению жизни и решению неэкстремальных ситуаций. Моменты, требующие от тебя воли и рывков (ну там, пить бросить, например) — это тема для другой думки.

Добавка