• ДИЗАЙН-АРТЕЛЬ •
In English

Почасовая система оплаты услуг с порогом входа

Время, затраченное на разные, но одинаково называющиеся проекты (работы), может отличаться в разы. Ссылаясь на опыт, более объективно можно оценить и допустить минимально необходимое для успешного входа в решение задачи время (и сформировать стоимость услуги). Далее разумно будет включить режим оплаты затраченных часов. Вот почему мы в артели перешли на почасовую систему оплаты с минимальным порогом входа. Ниже я расскажу про плюсы, минусы этого подхода и отвечу на главный возникающий вопрос.

Почему так

Даже самое, казалось бы, четкое ТЗ, по моему опыту, не позволяет предвидеть всех событий при реализации проекта, влияющих на ход событий, даже когда клиент хорошо понимает, чего хочет. На это работает много факторов:

  • мы забыли о чем-то спросить и учесть,
  • клиент забыл что-то рассказать,
  • заполняющий анкету не является инициатором задачи и потому не достаточно понимает и формулирует ее,
  • в процессе работы клиент понял что-то новое и иначе увидел решение,
  • задание составлял один человек, а принимают работу несколько (этот пункт в купе с предыдущим усложняет проблему пропорционально количеству принимающих решение),
  • спонсоры проекта вносят свои правки,
  • вдруг выяснилось, что у клиента нет качественного логотипа — его нужно отрисовать,
  • эффект «сломанного телефона»: клиент имел в виду не совсем то, что мы поняли; каждый воспринимает и формулирует в своем мире, и не каждый может точно сформулировать то, что представляет.

Если у клиента нет четкого понимания, каким видит решение, и не готов пойти по пути приятия приготовленного «блюда», предвидеть объем работы достаточно точно невозможно вовсе. В этом случае наиболее ярко выражен риск неверно оценить трудозатраты. В случае переоценки клиент заплатит несправедливо больше или просто уйдет с обидой. В обратном случае исполнитель вынужден будет выполнить неучтенные действия, что приведет к недовольству работой или клиентом, нарушению планов и невыгодности контракта.

Решение — почасовая оплата услуг. Все наши услуги — дизайн лого, разработка сайтов, дизайн упаковки, каталогов и буклетов, брошюр и лифлетов, макетов рекламы — складываются из креативных и технических работ. Технический характер носят такие работы, как управление проектом, верстка, ретушь, отрисовка, подготовка и вывод файлов в печать, техническая встреча, работа с документами. А вот творческие работы: мозговой штурм, придумывание и зарисовка идеи, работа с фотобанком, составление презентации решений, создание иллюстраций. Оба типа работ требуют разной степени уникальности эксперта, поэтому тарифицировать их следует по-разному. Стоимость часа учитывает рынок, арендную плату и сопутствующие издержки, уровень экспертности и что-нибудь еще.

Опыт подсказывает минимальное необходимое время на путь от подписания договора до передачи результата выполненных работ. Из этого следует необходимость определения порога входа для обоюдной готовности начать работать вместе.

Условно, для решения простой в представлении клиента задачи — разработки логотипа — мы берем минимум 5 полных рабочих дней на сбор и обработку информации и примеров, анализ чужих решений, синтез идей, придумку 3 вариантов, эскизирование, подготовку презентации, доработки выбранного варианта — это 40 креативных часов. Также нужно написать техническое задание с учетом известных дизайнеру нюансов, подготовить документы, встретиться для подписания, написать 20 писем, разработать вариации финального лого под нанесение в разных размерах и разными технологиями, создать отдельные файлы и структурировать их, оформить гид с описанием назначений и названий файлов и прописать рекомендации по использованию — это 32 технических часа.

Вот это понимание определяет минимальную стоимость создания логотипа. Стоимость разработки фирменного стиля, соответственно, определяется количеством и сложностью составляющих в нем. Дизайн страниц в социальных сетях отличается по объему работ от брэндирования автомобиля.

Плюсы и минусы подхода

Положительные стороны почасовой оплаты услуг:

  • вы не переплачиваете за предположение, оплачивая фактическое время работы,
  • мы не попадаем в ловушку выбора между регламентированияем количества правок или непредсказуемостью их объема.

Раскрою последний тезис. Можно прописать в договоре внесение не более трех правок. А ваш директор по маркетингу перед с дачей в печать прислал новый классный текст. Следом партнер обновил логотип, а у бухгалтерии появились новые данные, которые так кстати впишутся в буклет. Не внести эти правки нельзя. Заранее о них никто не знал. На каком этапе проекта они придут, и сколько нужно будет сделать новых итераций (открыть макет, внести правки, вычитать «уползший» текст, вывести превью, утвердить, вывести на печать) — неизвестно.

Очевидных минусов данного подхода два:

  • заранее неизвестна финальная стоимость,
  • у клиента нет возможности проверить время работы над проектом.

Отвечу на последний тезис. Нет возможности с успехом оспорить названную цену при привычном походе. Выбор исполнителя держится на вере клиента в успех, доверии к ценообразованию и согласии с ним. При оплате часов ничего не меняется: выбор исполнителя держится на доверии, вере и согласии. Подразумеваю, что с выбором по качеству портфолио клиент уже определился.

Рынок также помогает определить адекватность выставленных часов. Подход на рынке не новый, опыт оказания подобных услуг в разных системах оплаты есть. Клиент может сравнивать исполнителей одинаковых задач. Клиент может оценить для себя качество, или даже адекватность результата работы той стоимости, которую он готов заплатить — также, как все мы поступаем в ресторанах и магазинах: всё определяет наш бюджет, представления о дорогом/дешевом, условия получения услуги или продукта и наши ожидания по их качеству.

Вывод

В привычной системе оценки стоимости около дизайнерских работ (фиксированная цена за проект) вы не знаете ни о реально затраченных ресурсах, ни о ходе придумывания решения. То есть договариваетесь на основе согласия допущений: вы прикидываете, сколько вы готовы ждать результата и заплатить за него, а исполнитель делает предположение, какие ресурсы будут потрачены и как при этом заработать. Когда имеешь дело с шаблонными решениями, как меню кафе, это удобно, но когда «блюдо» для каждого клиента уникально — выставление фиксированной стоимости проекта не так выгодно одновременно обоим, как почасовая система оплаты с минимальным порогом входа для быстрой оценки уровня совместимости бюджета клиента с подходом исполнителя.

/ Игнатий Филиппов, арт-директор дизайн-артели

Теги: Процесс

или через RSS и не пропустите постов с фотоотчетами, работами новых артистов, дизайн-обзорами рекламы, упаковки, сайтов, логотипов, открыток и плакатов, обзорами полезных программ и приложений, новостями моей работы и советами дизайнерам.